Танцовщицы Мулен Руж. Экскурс в историю


Когда задумываешься об историческом наследии «Мулен Руж», в памяти легкоТом и Джерри всплывают несколько имён. Одно из них Ла Гулю, или Луиза Вебер, другое – Жанна Авриль. Их обладательницы запечатлены на афишах Анри де Тулуз-Лотрека, которые он создавал для кабаре. Но кто были эти две такие разные женщины? Почему их имена так прочно сидят в культурном сознании французов с тех самых пор, когда они ещё танцевали в Мулен Руж?

Луиза Вебер

До того, как стать звездой «Мулен Руж», Луиза (Louise Weber) жила в бедности и много работала. Известно, что она родилась в еврейской семье в Эльзасе. Позднее семья перебралась в Клиши, один из районов Парижа. Именно здесь стала очевидной любовь Луизы к танцам и представлениям. Ещё ребёнком, работая вместе с матерью в прачечной, Луиза любила наряжаться в платья клиенток, представляя себя богатой дамой. Став постарше, она, надев красивое платье, убегала по вечерам туда, где звучала музыка и царило веселье, – в кабаре. Здесь девушка очень скоро стала известна благодаря своей дерзости и откровенным танцам. Мужчины находили её очаровательной. Кружась в танце около их столиков, она показывала свои вышитые панталоны – ровно столько, чтобы заставить зрителей следить за каждым своим движением. К всеобщему изумлению, танцуя, девушка высоко вскидывала ноги и вскрикивала. Очень скоро о ней заговорили как о сенсации.

Луиза Вебер стала постоянно выступать в «Елизе Монмартр», привлекая в кабаре многочисленную публику. Притягательную силу девушки заметили владельцы «Мулен Руж» и пригласили Луизу в своё кабаре. Так в «Мулен Руж» появилась новая звезда. Господа Жозеф Олер и Шарль Зидлер не ошиблись в выборе. Луиза пользовалось огромным успехом, а кабаре «Мулен Руж» превратилось в место, где стало модно бывать. Публика собиралась толпами, чтобы увидеть её танец. Девушка так высоко поднимала ногу, что легко сбивала шляпу с головы посетителя. Этот трюк она проделывала снова и снова. Её прозвали Ла Гулю за способность незаметно брать бокал клиента и выпивать его, танцуя между столиками. Ла Гулю пережила моменты великой славы, её боготворил и изображал на своих картинах Тулуз-Лотрек. Однако, самонадеянность погубила Луизу.

К 1895 году Луиза стала достаточно богатой, чтобы покинуть кабаре и открыть своё дело. Все заработанные деньги она вложила в балаган на ярмарочной площади. Лотрек любезно согласился расписать декорации, и заведение открылось. Но публика, привыкшая ассоциировать Ла Гулю с особой атмосферой кабаре, не хотела идти в балаган. Неудача стала причиной глубокой депрессии, которую Луиза пыталась заглушить алкоголем.

Жанна Авриль

Потеряв ведущую танцовщицу, владельцы кабаре были вынуждены искать подходящую замену.Jane Avril Так в «Мулен Руж» появилась Жанна Авриль (настоящее имя Жанна Бодон). Жанна Авриль (Jane Avril) была полной противоположностью Луизы Вебер. Элегантная, немного надменная и чопорная, с чувством собственного достоинства, она совершенно по-иному очаровала посетителей «Мулен Руж». Лотрек был покорён: он нашёл в Жанне Авриль родственную душу. Она тоже пережила трудное детство. Мать выгнала её из дому в 13 лет. В больнице Сальпетриер девочка не только проходила лечение, но и спасалась от побоев матери. У Жанны обнаружилось нарушение двигательной функции – хорея, известное ещё как «пляска святого Витта». Только побывав на балу, устроенном для персонала и пациентов больницы, Жанна заявила о своём «излечении».

Об этом она вспоминает в своих мемуарах:
«Я никогда не забуду тот вечер. Мы праздновали, а затем в павильоне Доктора Вуазена был устроен бал-маскарад. Там присутствовало много будущих светил медицины. На мне был костюм в духе «Последний день маскарада», который мне дала мадемуазель Жанна Шарко… Мне было стыдно, я была охвачена инстинктом, которого до той поры в себе не подозревала… Бог мой, я выздоровела!»

Резкие движения – следствие болезни стали отличительной чертой её танцевального стиля. Они контрастировали с её элегантными и немного сдержанными манерами, что делало её выступление необычным и завораживающим. Авриль появилась в «Мулен Руж» в 1889 году и сразу завоевала сердца зрителей. Умная, немного скрытная, она нравилась самым успешным и талантливым художникам, посещавшим кабаре. Её изображали Пикассо и Лотрек.

Луиза Вебер и Жанна Авриль увековечены в художественных произведениях в расцвете карьеры, окружённые друзьями. Но к концу жизни у них мало что осталось от былой славы. Луиза превратилась в алкоголика. Много лет спустя она вернулась в «Мулен Руж» — продавала спички и сигареты толпящимся у входа посетителям. Покинутая всеми, умерла в 1929 году.

Жанна Авриль вышла замуж, но её муж, немецкий художник Морис Биаис, изменял ей и сделал её несчастной. После его смерти в 1926 году она жила в нищете и умерла в возрасте 75 лет. Жанна Авриль похоронена на кладбище Пер-Лашез. Последним пристанищем Луизы Вебер стало кладбище Монмартр. Если вы отыщете их могилы, возможно, там будут принесённые кем-то цветы. Положите рядом свои, хотя бы мысленно. Храните память о величайших, самых любимых танцовщицах Парижа. Прекрасной эпохи, ставших воплощением блеска, движения, энергии и творчества, присущих тому времени.

Источник: BonjourParis.com

Будем благодарны, если Вы оцените эту статью!



Оставить комментарий